Сегодня начался визит в Россию вице-президента США Джозефа Байдена . Одна из тем его переговоров с руководством России, в частности с президентом Дмитрием Медведевым — перспективы вступле
Сегодня начался визит в Россию вице-президента США Джозефа Байдена . Одна из тем его переговоров с руководством России, в частности с президентом Дмитрием Медведевым — перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Как сообщает «Коммерсант», в преддверие визита помощник президента России Сергей Приходько дал понять журналистам издания, что с американской стороны есть сигналы о готовности посодействовать решению «грузинской проблемы» на пути вступления России в ВТО. А готовность эта, как отмечает в контексте намёков Приходько «Коммерсант», «может быть связана с позицией Москвы в отношении другой страны — Ливии».
Напомним, что Грузия требует от России подключить грузинские таможенные службы к контролю над экспортно-импортными операциями на границе России с Южной Осетией и Абхазией. То есть де факто, отменить признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии. И как свидетельствует «Коммерсант», эту проблему Приходько намерен решить с помощью Вашингтона в обмен на российские уступки на иных направлениях.
То есть, если информация «Коммерсанта» верна (опровержений со стороны Кремля статьи в издании не последовало), то Россия готова разменять свою политику на Большом Ближнем Востоке, одной из осей которой является Ливия, на форсирование вступления в ВТО.
Зададимся даже не вопросом, насколько равноценен размен, а тем, насколько корректна сама постановка вопроса о подобном размене. То есть внешнеполитические позиции России меняются на некие экономические уступки. К тому же не факт, что так уж срочно необходимые России. Ведь по вопросу вступления в ВТО в самой России нет консенсуса. К тому же самостоятельное вступление России в ВТО вне учёта Таможенного Союза поставит крест на последнем.
Напомним, что Кремль уже один раз обозначал свою позицию о приоритетности ВТО перед Таможенным Союзом. Так, на пресс-конференции после саммита Россия-ЕС в начале декабря 2010 года президент России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос, как Россия будет вступать в ВТО, отдельно или же с учётом, что Россия является членом Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, заявил:
«Мы будем вступать в ВТО отдельно, но, состоя в Таможенном союзе, одно другому не противоречит. И это все должны понять — это совершенно нормальная ситуация. Союзов может быть много, а ВТО у нас одна». После того выступления Медведева ИА REGNUM отмечало, что председатель правительства России Владимир Путин работает над согласованием позиций России, Казахстана и Белоруссии с целью обеспечить вступление в ВТО единым таможенным пространством. Что оправдано — вступление по одиночке приведет к закреплению разных условий вступления этих стран во всемирную торговую организацию и сделает невозможным дальнейшее развитие единого таможенного пространства. Более того, сепаратное вступление России, Белоруссии и Казахстана в ВТО де-факто ставит крест на Таможенном союзе. В этой связи прогнозировали, что подобная линия Медведева найдёт поддержку на Западе.
В итоге же Россия не только готова форсированно вступать в ВТО, что грозит существенными проблемами Таможенному Союзу, но и, возможно пойдёт для этого на уступки. Соединённым Штатам же подобный размен даёт рычаг давления на Россию, с помощью которого Вашингтон будет пытаться «прогнуть» позицию Москвы и по другим вопросам. По иранскому, в частности.
Так к чему такая спешка и жертвы? Ведь Россия вступает в ВТО уже не один год и даже десятилетие. Ответ, пожалуй, в сроках — очень уж хочется завершить вступление в ВТО до начала 2012 года, то есть до президентских выборов в России. Только вот стоит ли это потери внешнеполитических позиций России?