Фонд Петербургская политика и Коммуникационный холдинг Минченко Консалтинг представили Восьмой рейтинг политической выживаемости губернаторов. Его результаты поступили в распоряжение ИА REG
Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представили Восьмой рейтинг политической выживаемости губернаторов. Его результаты поступили в распоряжение ИА REGNUM . Рейтинг выходит 1 раз в полгода с августа 2007 года. Последний рейтинг был опубликован 27 сентября 2010 года. С момента его выхода в свет в губернаторском корпусе произошли следующие изменения.
Были продлены полномочия главы Чечни Рамзана Кадырова (оценка в прошлом рейтинге — «5»), 4 губернаторов, получивших оценку «4», — Владимира Якушева (Тюменская область), Михаила Меня (Ивановская область), Олега Чиркунова (Пермский край) и Сергея Морозова (Ульяновская область). Кроме того, сохранил свой пост глава Мордовии Николай Меркушкин, чьи шансы на переназначение оценивались на «тройку».
В отношении отставок эксперты точно предугадали смещение со своего поста мэра Москвы Юрия Лужкова (оценка — «1»). А вот потерявшие свои посты в конце февраля губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий и глава Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев имели оценки «4». Интриги вокруг обоих руководителей обострились уже после публикации рейтинга и развивались крайне стремительно. Свою роль сыграло и некоторое повышение роли полпредств (в обоих случаях выступавших в качестве «драйверов» кадровых перестановок и лоббистов новых назначений) а также появление у федеральных властей политической готовности проводить досрочные замены губернаторов, не дожидаясь окончания их первого срока. При этом описанные в рейтинге качественные характеристики сильных сторон Кузьмицкого и Эбзеева оказались актуальны. Слабыми сторонами Эбзеева в сентябре 2010 года были названы неспособность консолидировать элиты и периодическое возникновение конфликтных ситуаций (например, вокруг утверждения кандидатур главы правительства и члена Совета Федерации), а в случае Кузьмицкого указывалось на конфликт с мэром Петропавловска-Камчатского, низкую популярность и сокращение федеральной поддержки.
В комментарии к предыдущему рейтингу мы выделяли два возможных варианта развития событий. Первый — возникновение в 2011 году паузы в проведении кадровых перестановок, второй (более вероятный в случае резкого роста протестных настроений) — проведение серии замен глав регионов весной 2011 года. Хотя вполне ощутимое сегодня повышение социального пессимизма и не выливается в масштабные протестные акции, все больше оснований говорить о запуске второго сценария. При этом логика кадровых перестановок может отличаться от решений конца 2009 — 2010 годов: тогда акцент был сделан на замене «старожилов», причем особенно последовательно этот курс проводился по отношению к регионам с наибольшей численностью населения (Москва, Татарстан, Башкирия, Дагестан, Волгоградская, Ростовская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская области). Сегодня кадровая судьба глав ряда субъектов Федерации с большой численностью населения (Московская область, Санкт-Петербург) по-прежнему не вполне ясна, но на первый план выходят другие факторы — уровень личной популярности губернатора, способность снять остроту внутриэлитных конфликтов, электоральная управляемость (имеет наибольшее значение в Центральной России, Сибири и на Урале). Кроме того, при оценке кадровой политики в отношении губернаторского корпуса можно выделить следующие тенденции:
• Лишение индульгенций губернаторов, назначенных на первый срок. К двум прошлым прецедентам прошлых лет ( Александр Тишанин и Николай Колесов) в начале 2011 года прибавились Алексей Кузьмицкий и Борис Эбзеев. Появляется также категория губернаторов, которые, как считаются, доработают до конца первого срока, но не получат шансов переназначения на второй (как это было с Георгием Боосом ). Замена Бориса Эбзеева показала, что не имеют иммунитета от досрочной отставки даже личные назначенцы Дмитрия Медведева — в том числе выходцы из наращивающей влияние «юридической корпорации».
• Обострение внутриэлитных конфликтов на федеральном уровне проецируется и на региональный уровень. Так, в частности, отставку Алексея Кузьмицкого эксперты склонны связывать не только с его управленческими ошибками, но и с ослаблением поддерживавшей его в Москве элитной группы.
• В преддверии нового цикла федеральных выборов все более значимым при оценке глав регионов становится фактор электоральной управляемости.
• На фоне сохраняющегося неприятия на федеральном уровне идеи возвращения выборности губернаторов все большую популярность приобретают попытки оппозиции позиционировать выборы областных парламентов в вотум недоверия действующему главе региона ( КПРФ в Тверской области, «Справедливая Россия» — в Курской).
• Происходит восстановление роли полпредов при девальвации влияния «Единой России» при решении кадровых вопросов. Так, в ходе «спецопераций» по смене глав Камчатки и Карачаево-Черкесии «ЕР» была поставлена перед фактом выбора президента в пользу конкретной кандидатуры, причем сами эти претенденты лоббировались полпредствами. Эту тенденцию подтверждает и тот факт, что впервые на пост губернатора был назначен главный федеральный инспектор (до этого они только фигурировали в списках кандидатов).
• Продолжается тенденция доведения вертикали власти до уровня местного самоуправления, что выражается в отмене прямой выборности мэров, досрочных отставках глав городов и массовом переходе избранных под оппозиционными лозунгами мэров в «Единую Россию». В конфликтах между главами регионов и городов федералы, как правило, поддерживают губернаторов.
• После долгого перерыва в повестку дня вернулась тема возможной постановки губернатором вопроса о доверии перед президентом (сейчас обсуждается такой сценарий для Валентины Матвиенко )
• По-прежнему сохраняется тренд на избавление от возрастных региональных руководителей. В связи с этим в зону риска перемещаются даже те лидеры, которые недавно были переназначены на свои посты, например, Аман Тулеев .
• Федеральный центр чувствует себя все более свободным от участия в трудоустройстве уволенных губернаторов. Не получили продолжения обещания использовать на федеральном уровне потенциал Николая Федорова (занял утешительный пост члена Совета Федерации) и Георгия Бооса (о трудоустройстве ничего не сообщалось), не определена карьерная судьба Алексея Кузьмицкого и Бориса Эбзеева, Владимир Чуб перешел на работу в Российский футбольный союз, а Александр Филипенко — в Счетную палату. Юрий Лужков и Муртаза Рахимов вовсе не получили назначений в госаппарате и продолжили дрейф в сторону оппозиции действующей власти.
• Сохраняет актуальность проблема снижения эффективности работы региональных администраций. Все чаще успешное выполнение стоящих перед губернатором задач достигается через вывод на аутсорсинг ряда значимых функций (разработка программ и стратегий, повышение инвестиционной привлекательности регионов и т.п.).
• В некоторых особо значимых регионах фактически вводится режим внешнего управления со стороны федерального центра, как это произошло с Московской областью и происходит сейчас в Москве, которой управляет сборная команда выходцев из различных блоков Правительства РФ .
• На фоне консенсуса экспертов по большей части регионов существуют и территории с крайне неопределенной ситуацией вокруг полномочий действующего губернатора. К ним можно отнести, в частности, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
Михаил Виноградов , президент фонда «Петербургская политика», Евгений Минченко , президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», 10 марта 2011 года
Список экспертов: Дмитрий Бадовский , заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем, Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика», Леонид Давыдов , председатель Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ, Игорь Даченков, директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа», Виталий Иванов , директор Института политики и государственного права, Константин Калачев , политтехнолог, Модест Колеров , главный редактор информационного агентства REGNUM, Михаил Кузнецов , руководитель Управления электоральных процессов Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия», Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», Николай Петров , член научного совета Московского центра Карнеги, Ростислав Туровский , генеральный директор Агентства региональных исследований, Юлия Янбаева, исполнительный директор коммуникационного холдинга «Minchenko Consulting».
Рейтинг:
Адыгея — Аслан Тхакушинов — 3
Башкирия — Рустэм Хамитов — 5
Бурятия — Вячеслав Наговицын — 4
Республика Алтай — Александр Бердников — 3
Дагестан — Магомедсалам Магомедов — 4
Ингушетия — Юнус-бек Евкуров — 4
Кабардино-Балкария — Арсен Каноков — 3
Калмыкия — Алексей Орлов — 5
Карачаево-Черкесия — Рашид Темрезов — 5
Карелия — Андрей Нелидов — 4
Коми — Вячеслав Гайзер — 4
Марий Эл — Леонид Маркелов — 4
Мордовия — Николай Меркушкин — 4
Саха-Якутия — Егор Борисов — 5
Северная Осетия — Таймураз Мамсуров — 4
Татарстан — Рустам Минниханов — 5
Тува — Шолбан Кара-оол — 4
Удмуртия — Александр Волков — 3
Хакасия — Виктор Зимин — 4
Чечня — Рамзан Кадыров — 5
Чувашия — Михаил Игнатьев — 5
Александр — Карлин — 4
Забайкальский край — Равиль Гениатулин — 3
Камчатский край — Владимир Илюхин — 5
Краснодарский край — Александр Ткачев — 3
Красноярский край — Лев Кузнецов — 5
Пермский край — Олег Чиркунов — 5
Приморский край — Сергей Дарькин — 3
Ставропольский край — Валерий Гаевский — 3
Хабаровский край — Вячеслав Шпорт — 4
Амурская область — Олег Кожемяко — 5
Архангельская область — Илья Михальчук — 2
Астраханская область — Александр Жилкин — 5
Белгородская область — Евгений Савченко — 3
Брянская область — Николай Денин — 3
Владимирская область — Николай Виноградов — 3
Волгоградская область — Анатолий Бровко — 4
Вологодская область — Вячеслав Позгалев — 3
Воронежская область — Алексей Гордеев — 4
Ивановская область — Михаил Мень — 5
Иркутская область — Дмитрий Мезенцев — 3
Калининградская область — Николай Цуканов — 5
Калужская область — Анатолий Артамонов — 5
Кемеровская область — Аман Тулеев — 4
Кировская область — Никита Белых — 4
Костромская область — Игорь Слюняев — 4
Курганская область — Олег Богомолов — 1
Курская область — Александр Михайлов — 1
Ленинградская область — Валерий Сердюков — 3
Липецкая область — Олег Королев — 4
Магаданская область — Николай Дудов — 3
Московская область — Борис Громов — 2
Мурманская область — Дмитрий Дмитриенко — 4
Нижегородская область — Валерий Шанцев — 4
Новгородская область — Сергей Митин — 3
Новосибирская область — Василий Юрченко — 5
Омская область — Леонид Полежаев — 2
Оренбургская область — Юрий Берг — 5
Орловская область — Александр Козлов — 4
Пензенская область — Василий Бочкарев — 4
Псковская область — Андрей Турчак — 4
Ростовская область — Василий Голубев — 5
Рязанская область — Олег Ковалев — 3
Самарская область — Владимир Артяков — 3
Саратовская область — Павел Ипатов — 3
Сахалинская область — Александр Хорошавин — 3
Свердловская область — Александр Мишарин — 3
Смоленская область — Сергей Антуфьев — 3
Тамбовская область — Олег Бетин — 4
Тверская область — Дмитрий Зеленин — 2
Томская область — Виктор Кресс — 3
Тульская область — Вячеслав Дудка — 2
Тюменская область — Владимир Якушев — 5
Ульяновская область — Сергей Морозов — 5
Челябинская область — Михаил Юревич — 4
Ярославская область — Сергей Вахруков — 4
Москва — Сергей Собянин — 5
Санкт-Петербург — Валентина Матвиенко — 3
Еврейская автономная область — Александр Винников — 5
Ненецкий автономный округ — Игорь Федоров — 4
Ханты-Мансийский автономный округ — Наталья Комарова — 3
Чукотский автономный округ — Роман Копин — 4
Ямало-Ненецкий автономный округ — Дмитрий Кобылкин — 5