Близкий к президенту США Бараку Обама Центр за американский прогресс, осуществляющий экспертное обеспечение деятельности внешнеполитических советников президента Обамы и предлагающий им ре
Близкий к президенту США Бараку Обама «Центр за американский прогресс», осуществляющий экспертное обеспечение деятельности внешнеполитических советников президента Обамы и предлагающий им решения, в том числе, в отношении постсоветского пространства, подготовил обширный доклад, который будет использован администрацией США для подготовки решений по конфликтам Грузии вокруг Абхазии и Южной Осетии.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM , в докладе «A More Proactive U.S. Approach to the Georgia Conflicts» его авторы Сэмюэл Чарап и Кори Вельт, описывая статус-кво вокруг Абхазии и Южной Осетии после августа 2008 года и признания Россией их независимости от Грузии, пишут:
«Россия не достигла поставленных целей. Она не смогла убедить даже своих союзников последовать ее примеру. Разные источники утверждают, что к 2011 году Россия перестала прилагать дипломатические усилия к расширению круга стран, готовых признать Абхазию и Южную Осетию.
Затруднения России вкупе с дипломатическим напором Грузии, противостоящей требованиям Москвы, создают предпосылки для достижения прогресса во взаимовыгодном урегулировании. Соединенные Штаты предпочли бы, чтобы Россия и ее партнеры в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии изменили свою позицию. Однако ожидать такого изменения в краткосрочной перспективе вряд ли имеет смысл. Вместе с тем маловероятно, что число международных субъектов, разделяющих мнение России, увеличится в ближайшем будущем…
Сегодня все стороны испытывают определенные стимулы к тому, чтобы пойти на конструктивные шаги. Многие в Москве пришли к выводу, что сегодняшнее положение создает для России немало проблем. Эту точку зрения разделяют даже те, кто считает августовскую интервенцию 2008 года оправданной…
В конечном счёте, любое обращение к теме российско-грузинских отношений на различных многосторонних форумах и двусторонних переговорах начинает смущать Россию и усиливает сложившееся в Москве чувство усталости от попыток Грузии бросить тень на репутацию России. Даже те из россиян, кого не особенно заботят подобные последствия, обеспокоены тем, что проекты послевоенного восстановления превратили Южную Осетию в «черную дыру», в которой исчезают средства российского бюджета, несмотря на многочисленные переговоры на высоком уровне…
Абхазские элиты начинают конфликтовать с Москвой. Исторически абхазы никогда не испытывали особой любви к России. В XIX веке более половины абхазского населения подверглось гонениям со стороны вооруженных сил Российской империи. Нынешнее абхазское руководство надеялось обрести после августа 2008 года истинную свободу, а не экономическую и политическую зависимость от России…
Все эти сложности стимулируют Москву к изменению статус-кво и подталкивают абхазские власти к тому, чтобы обратиться к третьим странам, включая даже Грузию, в попытке создать противовес безраздельному влиянию России на Абхазию.
В то же время власти Южной Осетии и Абхазии понимают, что военное присутствие России усиливает их позиции в процессе урегулирования, поскольку исключает возможность нападения со стороны Грузии».
В практической части своего доклада консультанты Обамы указывают в качестве главных первоочередных задач, которые США могут предлагать сторонам конфликтов, реализовать следующие шаги:
1. России, Абхазии и Южной Осетии предлагается взять на себя обязательство о неприменении силы в отношении Грузии, основываясь на заявлении президента Грузии Саакашвили о готовности взять на себя таковое обязательство. При этом в докладе не ставится задачи убедить Грузию взять на себя юридические обязательства о неприменении силы в отношении России, Абхазии и Южной Осетии.
В этом контексте России предлагается установить рабочие контакты с официальными лицами Грузии помимо Саакашвили и отменить санкции против товаров грузинского экспорта.
2. При этом перспектива заключения двусторонних соглашений между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией оценивается крайне скептически.
3. Центральными пунктами неотложных мер выступают процедуры перемещения трансграничного (в первую очередь — грузинского) населения между Грузией и Галским районом Абхазии, Грузией и Ахалгорским (Ленингорским — ИА REGNUM ) районом Южной Осетии, требования по обеспечению материальных условий жизни и гражданских прав грузинского населения в Абхазии и Южной Осетии.
В этом контексте Грузии предлагается отказаться от «освободительной» риторики и пропаганды в отношении российского Северного Кавказа и использовать все официальные и фактические прикладные контакты между властями и жителями Грузии, Абхазии и Южной Осетии для создания атмосферы доверия.