Замглавы МИД РФ Григорий Карасин. Иллюстрация: rus.ruvr.ruРоссия не будет в ответ на требование Тбилиси гарантировать неприменение военной силы, поскольку не является стороной конфликта, зая
Россия не будет в ответ на требование Тбилиси гарантировать неприменение военной силы, поскольку не является стороной конфликта, заявил 4 марта замминистра иностранных дел России Григорий Карасин по итогам очередного раунда Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье.
Напомним, что перед 15 раундом министерство иностранных дел Грузии заявило, что призовет Россию взять на себя обязательство о неприменении силы, аналогичное обещанию президента Михаила Саакашвили , с которым тот выступил в ноябре прошлого года в Европарламенте . «Таким действием Россия докажет, что ею движут только мирные цели и она не собирается осуществлять новую агрессию против суверенного соседа», — говорится в заявлении МИД Грузии.
По словам Карасина, Грузия продолжает добиваться того, чтобы «встречное заявление о неприменении силы сделала Россия». Однако для Москвы это «неприемлемо по одной простой причине — она не была и не является стороной в конфликте. И главная задача Женевских дискуссий, как это было сформулировано в решениях президентов России и Франции, — это безопасность Абхазии и Южной Осетии». «Мы открыли определенные данные по военному присутствию России в Абхазии и Южной Осетии. Более подробно эта информация будет предоставлена в ОБСЕ в Вене в начале мая в рамках глобального обмена военной информацией», — отметил Карасин после переговоров.
Однако, по утверждению российского дипломата, абхазские и югоосетинские партнеры озабочены ростом военной риторики со стороны Грузии. «Пребывание на их территории наших воинских подразделений и пограничников на основе (принятых в 2009 году) двусторонних документов является самой прочной гарантией их спокойной жизни. Поэтому речь может быть только о соглашении о неприменении силы только между Грузией и Южной Осетией и Грузией и Абхазией», — подчеркнул Карасин.
Вместе с тем, по словам Карасина, Россия готова пойти на различные формы гарантирования. «Это может быть в виде какого-то совместного заявления с нашими международными партнерами или составление какого-то письменного документа. Это предложение остается на столе, и мы будем двигаться в направлении его осуществления. Пока этому категорически противятся грузины при поддержке некоторых наших западных партнеров», — сказал он.
В свою очередь Грузия заявляет, что требуя подписать соглашения о неприменении силы с Сухуми и Цхинвали, Москва ставит своей целью только лишь правовую легитимацию этих регионов и представляет собой «беспомощную попытку избежать собственной ответственности относительно неприменения силы». Как рассказал член грузинской делегации Дмитрий Санакоев , на этих переговорах стороны договорились, что во время будущего раунда, который состоится 7 июня, они более детально обсудят обязательство о неприменении силы. «Мы понимаем, что подходы у Южной Осетии и Российской Федерации отличаются от подходов европейского сообщества и Грузии, поэтому есть моменты, которые нужно будет и дальше обсуждать. Разговор будет вестись при участии экспертов международного права, которые будут помогать нам. Мы будем находить взаимоприемлемое решение по этому вопросу», — сказал Дмитрий Санакоев, цитирует его слова интернет-портал «Кавказский узел».
В свою очередь югоосетинская сторона вновь подняла вопрос задержанных и без вести пропавших, а также проблему газоснабжения Ленингорского района Южной Осетии. «Мы указали на беспомощность международных организаций таких как ОБСЕ, ООН в решении гуманитарных вопросов. Вопрос газоснабжения Ленингорского района РЮО висит в воздухе уже несколько лет», — сказал член югоосетинской делегации на Женевских дискуссиях Давид Санакоев. По его мнению, с приближением лета вопрос газа перейдет на второй план, а подача поливной воды с территории Южной Осетии в Грузию станет остро обсуждаться. «Мы заявили, что в таком случае, вопрос подачи воды, тоже будет решаться такими же темпами», — передает слова Санакоева «Рес».
Абхазская сторона на 15 раунде представила фотоматериалы о состоянии Илорского храма до реставрации и после нее. Официальный Тбилиси в конце прошлого года обратился к международному сообществу в связи с реставрацией Илорского храма, в результате чего, по мнению грузинских экспертов, храм потерял свой первозданный вид. «В храме побывали спецпредставители ЕС и ООН Пьер Морель и Анти Турунен, а также глава ЕС в Грузии Ханс Йорг Хабер, которые могли убедиться в том, что никакой варварской реставрации здесь не произведено, а сделано все для того, чтобы церковь была доступной для людей», — передает слова главы абхазской делегации Вячеслава Чирикбы радиостанция «Эхо Кавказа».
Говоря об итогах прошедшего 4 марта очередного раунда Женевских дискуссий в целом, Карасин отметил, что этот формат существует уже два с половиной года. «Все сошлись на том, что Женевские дискуссии, которые, как известно, были созваны по решению президента Медведева и президента Саркози в 2008 году, в общем, стали важным международным фактором предсказуемости в Закавказье. Сейчас уже становится понятным, что не будь этих дискуссий, альтернативой могло стать быстрое скатывание к прямым столкновениям, к различного рода военным авантюрам, что это в известном смысле страховочная сетка для Абхазии, Южной Осетии и Грузии в том числе, для того, чтобы с большей уверенностью смотреть в завтрашний день», — заявил замминистра иностранных дел РФ. Среди позитивных моментов он выделил большее взаимопонимание в вопросах об облегчении пересечения границы. «Надо сказать, что за последние месяцы стало больше понимания в том, что надо организовывать визиты в случае, если они представляют интерес для международных организаций, для партнеров. Как пример открытости — в октябре прошлого года сопредседателю от ООН Турунену была предоставлена возможность ознакомиться с работой российской погранзаставы в Гальском районе Абхазии», — напомнил Карасин.
Как ранее сообщало ИА REGNUM , 14 раунд Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье прошел 16 декабря 2010 года. Однако, по мнению сторон, на нем не было достигнуто «абсолютно никаких результатов». От 15 раунда дискуссий ни эксперты, ни их участники прорыва также не ожидали.