Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований Атлас (Баку) Эльханом Шахиноглу.ИА REGNUM: Как вы оцениваете результаты очередной встречи президентов России, Армении и
Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований «Атлас» (Баку) Эльханом Шахиноглу.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете результаты очередной встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи?
Как и ожидалось, никаких сенсаций не произошло. Президенты Азербайджана и Армении остались при своих мнениях. Азербайджан по-прежнему поддерживает обновленные «мадридский план» урегулирования, а Армения как всегда выступает за пакетный план. То есть, по мнению Еревана в документе должно быть отражено в какие сроки будет проведен референдум в Нагорном Карабахе, на что, по объективным причинам не может согласиться Азербайджан. Ведь сколько бы беженцев-азербайджанцев не возвратилось в Нагорный Карабах, численность армян всегда будет выше, а это означает что, результаты любого референдума заранее известны. Так почему соглашаться на такой референдум, который изначально создает конфликтную ситуацию?
ИА REGNUM: То есть вы считаете, что в Сочи не было ни каких подвижек?
Если конечно не считать тот принятый документ, который кроме общих слов ничего не означает. Возьмем, например первый пункт совместного заявления, в котором сказано «завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными». Но то же самое было сказано и в Астраханском заявлении, которое было выполнено наполовину. Где гарантия того, что этот пункт будет выполнен на этот раз? Обратимся теперь ко второму пункту сочинского заявления, где сказано: «стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон, под эгидой сопредседателей Минской Группы ОБСЕ и при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ». Первое слово этого пункта — «стремиться». То есть, если нет стремления сторон, то и результата достичь сложно. А если, нет результата, то и мира не будет. За много лет противостояния двух сторон и безрезультатных переговоров именно отсутствие «стремления» сторон решать вопросы привело к тому, что конфликт стал затяжным. Поэтому слово «стремиться» дает сторонам возможность разного толкования сочинского документа. К примеру, когда в Сочи принимали данное заявление, на линии прекращения огня шла интенсивная перестрелка, есть убитые и раненные. Это еще раз показывает, что польза от таких промежуточных заявлений ничтожно мала, они не помогают решить проблему, если не сказать обратное. Такие не к чему не обязывающие договоренности все больше удаляют нас от окончательного решения конфликта. Это имитация переговорного процесса.
ИА REGNUM: Тогда почему президент России так активен в посреднической миссии?
Действительно президент России Дмитрий Медведев в посреднической миссии между Азербайджаном и Арменией очень активен. Он превзошел на этом поприще Владимира Путина . Господин Медведев уже полтора года почти через каждые 3 месяца организовывает трехсторонние встречи. Но, к сожалению пока толка от этих встреч мало. Президенты улыбаются перед телекамерами, пьют чай, катаются на лыжах — вот и весь толк от этих встреч. Все мы помним Майндорфскую декларацию 2008 года, подписанную Дмитрием Медведевым, Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым , где стороны выражали готовность «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на принципах и нормах международного права». Прошло 3 года, ситуация на линии соприкосновения огня стала еще более опасной. Мне кажется, главная цель президента России не в том, чтобы урегулировать конфликт между Азербайджаном и Арменией, а в том, чтобы не дать конфликту перейти в военную фазу. Статус-кво отвечает интересам Армении. Понятно, что в таком случае нужно умиротворить пыл Ильхама Алиева, ведь среди трех глав государства именно он все время говорит о возможном военном пути решения конфликта. Но после этих встреч Алиев не отказывается от своих слов данных перед общественностью страны, поэтому военный путь решения конфликта все еще на переднем плане для Азербайджана. Военный бюджет Азербайджана растет, официальный Баку покупает новые вооружения, глава государства открывает военные заводы. Так президент Азербайджана вынужден отвечать на ни к чему не обязывающую посредническую миссию российского коллеги.
ИА REGNUM: Какие, по вашему мнению, реальные шаги мог бы предпринять президент России для разрешения конфликта?
Дмитрий Медведев может достичь результата лишь в том случае, если он убедит армянского коллегу принять обновленный мадридский план. Вот если бы по этому плану Армения первым делом освободила бы прилегающие к Нагорному Карабаху несколько оккупированных районов, то это дало бы серьезный толчок всему мирному процессу в регионе. В ответ Азербайджан и Турция открыли бы все коммуникационные линии, установились бы доверительные политические и экономические отношения между всеми сторонами. Но как видим, нынешняя власть в Армении не готова к такому развитию событий, а Москва по разным причинам не хочет нажимать на Ереван. Хотя Армения в военном и в экономическом отношении во многом зависима от России. Уже второй год подряд и именно в зимние месяцы президент России организовывает встречи в Сочи. Я пришел к выводу, что это как-то связано с зимней олимпиадой в Сочи 2014 года. И не только с целью рекламы. Наверное, Медведев этим хочет подчеркнуть важность для России этой олимпиады и демонстрирует спокойствие во всем кавказском регионе.
До олимпиады осталось всего 3 года. За это время России нужно показать миру, что олимпиаде в Сочи ничто не угрожает. Взрывы в Московском метро, в аэропорту «Домодедово» и напряженная ситуация на Северном Кавказе вынуждают Кремль пристально думать о безопасности будущей Сочинской олимпиады. К этому нужно будет приплюсовать и взрывоопасную ситуацию на линии огня между Азербайджаном и Арменией. Ведь если начнутся военные столкновения, они могут перекинуться на другие регионы, ситуация может осложниться и в Грузии, где компактно проживают азербайджанцы и армяне, а Грузия не так далека от Сочи. Не отпугнет ли многие страны война рядом с тем местом, где проводится олимпиада? Вот поэтому-то Дмитрию Медведеву приходиться решать несколько вопросов сразу. То президент внезапно посещает метро и аэропорт, проверяя организацию охраны данных объектов, то проводит совещания по ситуации на Северном Кавказе, то организует встречи в Сочи президентов Азербайджана и Армении. Словом, он постоянно обеспокоен тем, чтобы не ударить грязью лицом перед мировой общественностью во время первой зимней олимпиады в России. Но было бы лучше не ограничиваться промежуточным спокойствием в регионе, которое чуть ли не каждый день нарушается залпами огня, а сделать все для того, чтобы найти справедливое решение всех конфликтных вопросов, и прежде всего карабахской проблемы. Тогда и беспокойство за олимпиаду убавится.
ИА REGNUM: Кроме России в Минской Группе два сопредседателя — США и Франция. Почему за последние годы эти страны не так активны в посреднической миссии, как Россия?
К сожалению, для США и Франции разрешение Нагорно-Карабахского конфликта тоже не на переднем плане. После того как Барак Обама стал президентом США, для него главным в нашем регионе было не разрешение конфликта между Азербайджаном и Арменией, а развитие турецко-армянского диалога, открытие границ и установление дипломатических отношении между Анкарой и Ереваном. Но я думаю, что в Вашингтоне уже поняли, что, не урегулировав Нагорно-Карабахский конфликт, турецко-армянские отношения сложно будет нормализовать. Политика Турции за последние полтора года показала всему миру и главным образом Вашингтону, что Анкара не пойдет против интересов Азербайджана. И хотя в Вашингтоне это поняли, но пока американские дипломаты весьма пассивны в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта.
Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении в США было организована более 10 лет назад. Взять, к примеру, слова помощника государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппа Гордона о последней встрече президентов в Сочи. «Некоторые утверждают, что российская сторона, организовывая встречи между Арменией и Азербайджаном, постепенно берет процесс под свой контроль, но проблема здесь совершенно другая: географическое положение России позволяет ей легче организовывать встречи, например, в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге или в Астрахани, чем далекому Вашингтону», — заявил Гордон. Представитель Государственного департамента явно лукавит. По этой логике получается, что географическое положение Боснии обязывало ближайшие Европейские страны найти разрешение данного конфликта. Но соглашение по Боснии было подписано именно в США, в далеком Дейтоне. Просто Барак Обама и Государственный Департамент заняты другими проблемами и с Россией установлены доверительные дружественные отношения. Поэтому Вашингтон по доверенности отдал посреднические услуги по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта Кремлю и не стремится к активности в данном вопросе. Но если в регионе начнутся военные столкновения Белому Дому и Государственному Департаменту вряд ли удастся наблюдать за происходящим издалека. Это будет война непохожая на войну начала 1990-х годов. Россия, Грузия, Турция и даже Иран будут, так или иначе, сторонами в возможном конфликте. Может тогда страны ЕС и США поймут, что неразрешенность Нагорно-Карабахского конфликта опасна и для их интересов.