Выясняем, почему парфюмерная индустрия стала перенасыщена ароматами, напоминающими известные хиты и как Baccarat Rouge попал во флакон в форме облачка. У слова «дюп» нет устоявшегося определения: бизнес-издание SCMP считает, что аналоги духов известных брендов — это бюджетный аналог известного аромата, не являющийся при этом точной копией и не стремящийся обмануть покупателя. Притом степень похожести дюпа на оригинал может быть максимальной — это и порождает бесконечные посты в рубрике «Хочу/могу» в соцсетях.
Англоязычное бьюти-сообщество замещение приветствует, называя дюпы возможностью попробовать новое за меньшие деньги и ударом по стратегии добавленной стоимости, в которой легенда подчас стоит дороже, чем сырье или работа парфюмера. Прозрачное и где‑то даже издевательское позиционирование — без историй об экстрактах, собранных по астрологическому календарю — особенно по душе зумерам, привыкшим экономить на предметах роскоши и в выборе полагаться на советы инфлюэнсеров вместо традиций. Чтобы разобраться, где заканчиваются дюпы и начинаются копии, мы поговорили с теми, кто рассказывает о парфюмерии и производит ее сам.
— Как большие бренды относятся к дюпам?
Мария Атчикова: Я спрашивала неоднократно, во всех случаях ответ очень простой: никак. Если мы говорим о клонах парфюмерной композиции, то она сама по себе никак не защищена с юридической точки зрения, и воевать с дюпами в этом поле бессмысленно. Перспективы есть только в том случае, если воришки используют не только джус, но и элементы оформления — дизайн флакона, название, шрифты… Но и тут возможность чего‑то добиться скорее туманна, потому что правообладатель находится не в РФ и ввязываться в битву с нашей системой не готов.
Когда речь идет о воровстве идеи, мы всегда представляем себе неприятного человека, который где‑то в подвале смог смешать аналоговые духи и начал продавать их другим людям. Но в сегодняшней реальности все устроено вообще не так, и проблема не только в желающих заработать на чужих великих духах. Использование в дюпах каптивов (которые в теории вообще не должны утекать налево) больших парфюмерных корпораций — тому доказательство: производители сами оставили лазейку для такого шулерства и на этом тоже зарабатывают.
Богдан Зырянов: Тренд на дюпы развивался многие годы, в то время как большие игроки индустрии отказывались его признавать. Во Франции, например, где производится большая часть парфюмерной продукции и зарегистрирована значительная часть брендов, аромат не является объектом авторского права. Объектом авторского права является только формула.
Индустрия бурлила на тему копий в конце 1990-х — начале 2000-х. Был даже суд, который бренд Mugler выиграл у Molinard: духи Nirmala признали слишком похожими на Angel. Позже кассационный суд Франции постановил, что аромат — это слишком эфемерная субстанция, в то время как формула законодательно защищена. Но сейчас мы имеем ситуацию, когда в понедельник выходит аромат в одной компании, а в пятницу его расшифровка лежит в другой.