При выборе поставщика электронных компонентов обычно руководствуется как формальными, так и не формальными критериями.
Формальные критерии – это, которые позволяют сделать вывод об официальном статусе компании. Это могут быть свидетельства о регистрации, год основания, копия устава, сертификат СМК, образцы счет-фактур и накладных.
Неформальные критерии являются гораздо более значимыми, так как показывают «лицо» будущего партнера на деле, так сказать, в реальных условиях, в которых и Вам предстоит находиться с ним.
1) Стабильность выполнения договорных обязательств
Стопроцентное выполнение заявок, отсутствие срыва поставок, отгрузки и поставки точно в назначенные сроки, отсутствие недогрузов или поставок товаров в неполном объеме, своевременное и точное извещение покупателя о произведенных отгрузках.
Иными словами, выполнение обещаний, которые были получены на этапе начальных переговоров. Очень часто поставщики обещают «золотые горы», а когда дело доходит до действий, то находят объяснения всем своим неудачам.
2) Стабильность и качество поставляемого товара
Качество товара даже важнее цены, поскольку цена во многих случаях лишь относительный показатель и рассматривать ее отдельно от качества нецелесообразно. Обратите внимание на гарантии, которые предоставляем поставщик и прописывает в договоре.
Читать: 4 проверенные западные практики борьбы с контрафактными электронными компонентами
3) Персональный менеджер
Наличие закрепленного персонального сотрудника со стороны поставщика значительно упрощает и ускоряет взаимодействие. Отпадает необходимость объяснять элементарные вещи «с нуля» каждому новому бренд-менеджеру или сотруднику службы поддержки.
Персональный менеджер на стороне поставщика всегда может быстро среагировать на самую неожиданную авральную заявку и, несмотря на то, что его компания имеет узкую специализацию, может достать любой товар, организовать доставку в самые труднодоступные районы, выполнить условия, с которыми не справились остальные.
4) Реакции на претензии, предъявляемые к качеству продукции либо к выполнению условий договора
Как ведут себя представители компании в конфликтных ситуациях?
Поставщик принимает соответствующие меры в 100% случаев предъявления претензий или каждый раз пытается оспорить их, даже если их обоснованность очевидна? Поставщик охотно меняет товар с отклонениями качества или согласен соразмерно снизить цену на такой товар? Поставщик проявляет инициативу при решении спорных вопросов или ему приходится подолгу названивать и писать длинные письма с требованиями урегулировать спор?
Это, пожалуй, один из самых показательных критериев, поскольку, когда нет поводов для конфликтов, все поставщики – белые и пушистые. А вот когда возникают спорные ситуации, многие из них показывают себя совсем в другом свете.
5) Готов ли поставщик решать нестандартные задачи
Для рынка активных импортных электронных компонентов свойственен процесс снятия устаревших изделий с производства. Жизненный цикл электронных компонентов импортного производства значительно ниже жизненного цикла комплектующих отечественных предприятий. Поэтому, когда у комплектаторов возникает потребность в компонентах, снятых с производства для новых изделий или для ремонта старых, многие поставщики, особенно официальные дистрибьюторы, отказываются от поставки, предлагая замену. А с какими бюрократическими машинами приходится сталкиваться, чтобы заменить один компонент в конструкторской документации, Вы знаете больше нашего.
Поэтому приходится искать компании, которые проводят мониторинг наличия электронных компонентов по наличию и способны закрыть нужную потребность. Правда, такими компании, обычно, специализируются на определенных брендах, а не поставляют весь спектр существующих комплектующих.
Другой нестандартной ситуацией может быть потребность электротехнических изделий, производимых вне территории России. Например, сложность может вызывать закупка украинских комплектующих.
6) Информирование о состоянии поставки на каждом этапе
Своевременное и точное извещение покупателя о точном местонахождении заказа, позволяет закупщику «держать руку на пульсе», и в случае «форс-мажора» (никто от этого не застрахован), оперативно упредить или, по крайней мере, минимизировать последствия. Всем нам знакомо ощущение, когда в обещанный день поступления товара на склад, поставщик сообщает нам, что поставка продукции задерживается на неопределенный срок.
Пример, как это устроено в нашей компании, можно ознакомиться в описании выполненного проекта.
7) Своевременность и правильность предоставления документации, относящейся к заключенной сделке и ее выполнению
Особенно это важно в тех организациях, в которых во всех деловых сферах царит Ее Величество Бухгалтерия.
Еще одно качество, которое импонирует 90%-ам профессиональным закупщикам – это трепетное отношение поставщика к своей деловой репутации. Продавцы, которые дорожат своей репутацией и своим словом, ставят честность и принципиальность превыше денег и богатства. Их «честное купеческое» куда более серьезнее договоров и расписок.
Большое проявляется в мелочах. Например, если вы попросили поставщика прислать вам какой-нибудь документ к определенному дню или часу, а документа в назначенное время нет и – что усугубляет ситуацию – вам приходится несколько раз напоминать о вашей просьбе, пока ее не удовлетворят, вы должны насторожиться.
Если на следующий день, после того как вы уже договорились о сделке, но договор еще не подписали, поставщик звонит и траурным голосом сообщает о том, что цена товара по независящим от него обстоятельствам за прошедшую ночь выросла – ставьте название компании в «жирную черную рамку».