Съезд Демсоюза венгров: Венгерская автономия может стать главным приоритетом следующих лет. Румыния — Украина: Сложная история отношений между Румынией и Украиной урегулируется гораздо быстр
Съезд Демсоюза венгров: «Венгерская автономия может стать главным приоритетом следующих лет». Румыния — Украина: «Сложная история отношений между Румынией и Украиной урегулируется гораздо быстрее на общеевропейском пространстве». Энергетика: «Румынский газ закончится, и тогда все неизбежно подорожает».
Съезд Демсоюза венгров: «Венгерская автономия может стать главным приоритетом следующих лет»
Все пять лидеров парламентских партий в Орадя (город в Трансильвании — место проведения десятого съезда Демократического союза венгров Румынии 26-27 февраля — прим. ИА REGNUM ) приветствовали и аплодировали Союзу, провозглашенной целью которого является предоставление автономии части территории Румынии, пишет Gandul. У председателей Либерально-демократической партии (ЛДП), Социал-демократической партии (СДП), Национал-либеральной партии (НЛП), Консервативной партии (КП) и Национального союза за прогресс Румынии (НСПР) просто нет выбора. ДСВР является единственной константой румынской политики. Да и у ДСВР выбор не так уж велик. Как красиво выразился Марко Бела , за исключением получения автономии было достигнуто абсолютно все, особенно после принятия Закона об образовании, на основании которого румынский язык преподается как иностранный в таких уездах как Харгита и Ковасна (уезды в румынской Трансильвании, где порядка 85% населения составляют венгры — прим. ИА REGNUM ). И Ласло Токешу не придется обижаться. Человек Марко Белы Келемен Хунор , который продолжил управлять партией, уже работает над этим. Следующим шагом станет закон о статусе национальных меньшинств, который будет принят до конца 2011 года, по крайней мере, это предусматривает протокол о сотрудничестве с ЛДП.
Венгры могут переименовывать свои улицы как им угодно, если это не мешает их румынским соседям, продолжает Gandul. Но закон о статусе — нечто другое. Этот проект заходит так далеко в борьбе против дискриминации в отношении меньшинств, что переходит непосредственно к дискриминации в отношении румынского большинства, находящегося в меньшинстве в определенных областях Румынии. Примером может послужить реформа образования, в соответствии с которой будут закрываться школы с недостаточным количеством учеников. Но это положение не действует для групп, классов или школ меньшинств, которые могут функционировать с меньшим числом учащихся, чем установлено по закону.
В другой статье закона четко установлено, что должности директора и заместителя директора школ национальных меньшинств должны принадлежать меньшинствам, пишет Gandul. То есть получается, что румын, который отлично владеет венгерским языком не имеет права по закону принять участие в конкурсе на замещение этой должности. При этом румын не дискриминируется, ему просто не повезло, что он живёт в Румынии. Ещё более замечательной является статья 14, пункт 2 — «Запрещёнными являются законодательные или административные меры, которые могут привести к изменениям в этническом составе некоторых регионов». Ну, какие меры может предпринять бедное румынское государство? Это корректно, это звучит по-европейски, мы законом запрещаем массовую депортацию. Но если Министерство обороны по требованию НАТО захочет перевести гарнизон из Молдавии (имеется в виду историческая область на востоке Румынии между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке, составлявшая с 1359 по 1859 гг. основу Молдавского княжества — прим. ИА REGNUM ) в Муреш (север Трансильвании — прим. ИА REGNUM ), то просто не сможет этого сделать. Это приведет к изменению этнического состава региона.
Наконец, после принятия закона о статусе меньшинств, потребуется также принятие закона о развитии экономических регионов, продолжает Gandul. Существует Секуйский край, сказал Келемен Хунор, и ему нужно официальное название. И тогда, на одиннадцатый съезд ДСВР румынские политики будут приглашены в Надьварад (венгерское название города Орадя — прим. ИА REGNUM ), подводит итог издание.
Трое представителей румынской оппозиции пропустили великолепную комбинацию! — пишет Cotidianul. По крайней мере, они сами так думают. Даже обозреватели считают, что Социал-либеральный альянс (СЛА) упустил возможность перетащить ДСВР на сторону нового большинства. По крайней мере, пока что торг так и не состоялся. Венгры Румынии остаются на стороне власти.
Что бы означал их переход на сторону оппозиции? Катастрофу! — продолжает Cotidianul. Цена, которую должен был бы заплатить СЛА, была бы драматичной. Можно сказать кабальной. Новое парламентское большинство с ДСВР открыло бы для СЛА путь к власти за короткое время до выборов. Но румынам и Румынии пришлось бы платить большими уступками. И это были бы шаги ко дну пропасти, куда так стремительно катится румынская политика! Представьте, с какой лёгкостью ДСВР мог бы выдвигать любые требования? Проще говоря, изменение политического курса ДСВР наградило бы Румынию весьма «сырым» союзом, без четкой программы, не прошедшим в полной мере «чистилище» оппозиции.
Незрелость команды, которую ДСВР привёл бы к власти, напустилась бы на страну новой голодной армией чиновников, пишет Cotidianul. И мы проживали бы еще несколько лет политической несостоятельности. Союз СЛА-ДСВР прервал бы процесс консолидации недавно созданного Социал-либерального альянса. А нахождение ДСВР в роли группы поддержки режима Бэсеску обрекает СЛА на подлинное положение политического чернорабочего. Следует создать серьёзный проект, по-настоящему успешный. Отвергнутая ДСВР оппозиция обязана впрячься в проект на благо страны и взять на себя политическую повинность. Либо 52-53%, либо ничего! Созидание и единство остаются единственными способами достижения власти. В результате такого пути, ДСВР уже не будет иметь никакого значения.
Перед лицом продолжительно аплодирующих людей, в знак благодарности за то, что он сделал за последние 18 лет, Марко Бела исповедался в своём единственном грехе, пишет Puterea. «Только одно требование так и остаётся невыполненным — о территориальной автономии, поскольку для этого необходимо проведение глубоких реформ в управлении и организации государства», — сказал Марко Бела, добавив, что «некоторые условия культурной автономии уже содержатся в недавно принятом законе об образовании» и «автономия может стать главным приоритетом следующих лет, если уже имеются предпосылки этой автономии».
Далее, последовал длинный список достижений ДСВР под управлением Марко Белы: использование венгерского языка в государственных учреждениях, обручение на венгерском языке, двуязычные указатели, двуязычные учебники, возврат к старым названием многих населенных пунктов Трансильвании, продолжает Puterea. И многое другое. Всё это кажется незначительным сейчас, но давайте вспомним мартовский эпизод 1990 года в Тыргу-Муреш (город в Румынии, в регионе Трансильвания). Когда на здании аптеки появилось ещё и венгерское название — факт, приведший к кровавому конфликту. К счастью, этот случай не привёл к этнической войне, как это случилось в бывшей Югославии. Этого не только не произошло, но сегодня у фармацевтического сектора венгерского происхождения есть «свой» министр здравоохранения в правительстве Румынии от ДСВР. И вице-премьер. И министр культуры. Знаете почему? Потому что ДСВР — и это мнение многих — самая серьезная политическая партия в Румынии. В том смысле, что лидеры ДСВР, в отличие от лидеров других партий, одержимы не только личными интересами, подводит итог издание.
Вряд ли мог предположить Марко Бела, когда 18 лет назад стал председателем Венгерского союза, что так закончит свою карьеру в ДСВР, пишет Adevarul. Все — от правых до левых — лидеры парламентских партий соревновались в хвалебных одах Союзу, в признаниях в чувствах горячей дружбы и конкретных обещаниях. Бок обещал возглавить правительство и после 2012 года, Антонеску и Понта сулят Союзу светлое будущее, если тот повернёт пушки и отречётся от ЛДП как можно скорее.
С 1996 года, когда Союз впервые вступил в коалиционное правительство, ДСВР убедился, что получит места во власти при двух условиях, продолжает Adevarul. Во-первых, чтобы одна партия не получала абсолютного большинства. Во-вторых, чтобы не возникло соглашения о сотрудничестве между двумя большими партиями, как это произошло после последних парламентских выборов, когда ЛДП и СДП сформировали большинство в 70%. В обоих случаях договороспособность союза бы резко снизилась, как это случилось в 2008 году, когда венгры были изгнаны из правительства только потому, что социал-демократы посчитали их ненужными за столом власти. Сейчас, и ЛДП, и альянс СДП-НЛП-ПК одинаково нуждаются в ДСВР. Выживание ЛДП во власти зависит от венгерского голоса, вне зависимости от того, останется ли Бок премьером, или партия назначит другого главу кабинета для «восстановления доверия» к исполнительной власти. Для оппозиции крайне важно получить поддержку ДСВР максимально скоро. Поскольку на данный момент с точки зрения популярности ЛДП находится ниже нулевой отметки. И уход из правительства, окончательно обречёт эту партию, у которой не будет ни времени, ни ресурсов, ни внутреннего единства, чтобы восстановиться до выборов. Если же ЛДП останется у власти, то по-прежнему будет грозным противником, которого трудно будет победить.
Только ДСВР выигрывает в текущей ситуации, пишет Adevarul. Все, что ему нужно сделать — это использовать свои позиции для получения максимальной выгоды. От ЛДП можно получить принятие закона о статусе меньшинств. С другой стороны, сохранение у власти не будет означать закрытие дверей для оппозиции. Какую бы сторону ни принял сейчас ДСВР, он является самой желанной политической партией в Румынии, когда речь идёт о правительственной коалиции. Союз добьётся качественного скачка в защите своих интересов парламентским путём, если воздержится от радикальных тенденций, которые существуют как внутри, так и за пределами страны, подводит итог издание.
ДСВР продолжает оказывать поддержку нынешнему правительству, но не забывает давать политические знаки оппозиции, пишет Cronica Romana. В случае с ДСВР ситуация проста: его лидеры хотят находиться у власти, хотят наслаждаться привилегиями вроде государственного иммунитета, бюджетных средств и сотни должностей. Но в то же время, Келемен Хунор и его коллеги задумываются о будущем. Есть опасность остаться за пределами парламента, хотя лидеры венгерского сообщества каждый раз легко выходили из сложных ситуаций путём компромиссов, которые открывали им доступ к законодательной власти. Ни Ласло Токешу, ни Венгерской гражданской партии на самом деле не интересно чтобы ДСВР остался вне парламента. Все сводится лишь к неизбежным переговорам о получении в будущем максимального количества должностей и государственных контрактов. То, что этнические венгры скорее потеряют от игр тех, кто якобы защищает их интересы, это другой вопрос.
Так или иначе, ДСВР сыграл решающую роль в резком снижении доверия к государственным институтам, в унижении людей, в извращении демократии, тревожном падении уровня жизни, в поддержке оскорбительного и вызывающего режима, продолжает Cronica Romana. Однако лидеры Социал-либерального альянса полны решимости обнулить грехи Союза и заложить основы другого большинства, которое вырвет, по крайней мере по версии оппозиции, Румынию из когтей нынешнего режима. Как ДСВР никогда не откажется от Закона об образовании и о статусе меньшинств, так и лидерам СЛА трудно объяснить надобность поддержки некоторых законов, которые ещё вчера бурно опротестовывались. Однако Понта, Антонеску и прочие в унисон заявят, что ради «национального интереса» из двух зол — Бэсеску и ДСВР — следует выбрать наименьшее. В противном случае, «Румыния скатится в пропасть».
Если ДСВР запрыгнет в лодку оппозиции, то СЛА вмиг простит все что Союз творил у власти, пишет Cronica Romana. Разве имеют значение эти два с лишним года действий наших власть имущих, которые в полной мере воспользовались каждым днём нахождения у власти, чтобы поспособствовать экономической и социальной катастрофе? Значение имеет только то, что лидеры СДП и НЛП любыми средствами жаждут достижения власти. А в нынешнем политическом уравнении ДСВР необходим для формирования нового большинства. Которое может стать спасительным или дьявольским, в зависимости от интересов оппозиции. К сожалению, в президентском дворце восседает верховный глава, который не признает никакого другого парламентского большинства и не назначит, по крайней мере, до выборов следующего года, другого премьер-министра. ДСВР хорошо знает это. И лидеры СЛА тоже. Одни не хотят уходить из правительства, а другие отказываются принимать власть без процедуры досрочных выборов. В то же время все кричат о национальных интересах. Побег от ответственности стал национальным видом спорта в Румынии за последние 20 лет. Сегодняшние представители власти бьют рекорды, достойные Книги рекордов Гиннеса. В свою очередь, бывшие властители ведут себя, как будто не имеют отношения к трагедии народа, достигшей пика отчаяния. Сохранение или получение власти представляется единственной ценностью. И нечего удивляться, почему ДСВР продолжает пользоваться наплывом «женихов», которые готовы предложить многое. Гораздо больше, чем имеют право, подводит итог издание.
Что общего между Траяном Бэсеску , Виктором Орбаном , Виктором Понтой и Крином Антонеску ? — задается вопросом Evenimentul Zilei. Ответ прост — все они хотели бы аннексировать ДСВР. Последний съезд явился очевидным проявлением внешнего давления, оказываемого на представителей венгров, начиная с кандидатуры на руководство ДСВР в лице Петера Ковача , советника президента Траяна Бэсеску, и заканчивая сообщением правящей партии Венгрии Фидес: мы поддержим вас, если будете делать так, как мы хотим.
Эффект закулисных игр оказался порочным: вместо того, чтобы повлиять на решения Союза в нужном для себя направлении, они только укрепили политическую линию Марко Белы, который проповедует недискриминационные переговоры, продолжает Evenimentul Zilei. Все политические силы только и хотели, что запугать руководство ДСВР. Но Союз отреагировал как город в осаде — требуя независимость и автономию.
Что изменится для венгров с приходом Келемена Хунора, нынешнего министра культуры в правительстве Бока, остается загадкой, пишет Evenimentul Zilei. ДСВР являлся табу для партий Румынии или Венгрии, никто не решился, до недавнего времени, трогать Союз или его электорат. Хотя попытки были и в Бухаресте, и в Будапеште. Но сейчас всё радикально изменилось: все политические силы, заинтересованные в голосах в румынском парламенте или венгерских избирателей, стали относиться к Союзу, как к обычной партии, которую можно соблазнить, переманить, шантажировать или купить. Траян Бэсеску и Виктор Орбан внедрились в самое сердце Союза, совершая частые визиты в Секуйский край, регион проживания преимущественно венгров. Первый попытался собрать голоса венгров в политической конкуренции в Румынии. И ему удалось: Траян Бэсеску получил голоса, особенно в Секуйском крае, как на референдуме в 2007 году (когда парламент вышел с инициативой об отставке президента — прим. ИА REGNUM ), так и на президентских выборах в 2009 году.
Цель же Виктора Орбана является не сиюминутной, продолжает Evenimentul Zilei. Он хочет обеспечить себе долгосрочное управление Венгрией, путём предоставления права голоса венграм, проживающих за рубежом. И все это против воли ДСВР, который хочет оставаться нейтральным в отношении политических партий в Будапеште. Короче говоря, Виктор Орбан нуждается в организации, которая организует для него выборы в Трансильвании. И если это не ДСВР, то он создаст новую партию для этой цели, даже при опасности уничтожения ДСВР. Партия Ласло Токеша будет в состоянии выполнить эту функцию очень хорошо.
Румынские партии, у которых нет никаких шансов получить голоса венгров, тоже стали штурмовать политическую и административную венгерскую элиту, пишет Evenimentul Zilei. Однако ДСВР считает и говорит, что будет продолжать и в будущем политику независимости, которая давала результаты последние двадцать лет. Этой цели в настоящее время, кажется, трудно придерживаться в условиях, когда партии Бухареста и Будапешта поняли, что могут соблазнить, переманить, купить или шантажировать венгерских избирателей и венгерских политических лидеров. В итоге все зависит от нового председателя ДСВР, Келемена Хунора, подводит итог издание.
Справка ИА REGNUM : До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Румынии Трансильванию по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 2/3 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% от населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории исторической области Трансильвания и имеет самоназвание «секуи». 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Харгита, Ковасна, и Муреш. На съезде были также утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. При этом центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. В то же время в самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое, помимо прочего, предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Документы на получение венгерского гражданства, но информации Будапешта, уже подали тысячи граждан Румынии.
Румыния — Украина: «Сложная история отношений между Румынией и Украиной урегулируется гораздо быстрее на общеевропейском пространстве»
Синтагма «Украина между Востоком и Западом», при всей своей «заезженности», отражает драматическую реальность одной из самых молодых и больших по территории и численности населения европейских стран, пишет Inforusia. Государство это, однако, имеет глубокие исторические корни, идущие от Киевской Руси . Сегодня политика и геополитика, национальный фактор и идея империи тесно переплетены в украинской реальности. Это государство, которое хочет войти в ЕС, но не хочет в НАТО, хочет восстановить свои органические связи с Россией, но при этом — избежать участия в различных формулах постсоветской интеграции, спроектированных в Москве.
Украина является наиболее важным соседом Румынии, продолжает Inforusia. Румыния является её наиболее близким партнером (так же как Польша). Политическая риторика Киева, не исключая провосточное направление, является и прозападной. И Румыния, интегрированная в европейские и евроатлантические структуры Запада, находит весьма благоприятной подобную ориентацию Украины. Сближение Украины с Западом, естественно, встречает отклик Румынии, которая явно поддерживает эти усилия. Сложная история отношений между Румынией и Украиной урегулируется гораздо быстрее на общеевропейском пространстве. Нас связывает и географическую близость, и прошлое, и сходства, и общие интересы, и национальные меньшинства, и православие, и другие взаимодополняющие вещи. «На данном этапе — пишет основатель журнала «Геополитика» Василий Симиляну, — отношения между нашими странами могут быть значительно улучшены в политическом плане, а также в экономическом и энергетическом сотрудничестве, и международных отношениях». География и история определили для нас совместное проживание в Карпато-Дунайско-Черноморском регилне, и это является отправной точкой для наших хороших отношений, подводит итог издание.
Энергетика: «Румынский газ закончится, и тогда все неизбежно подорожает»
Знаете ли вы, что Румыния ежегодно производит газ на 5 миллиардов долларов? — пишет Money.ro. Наверное, нет. И вот почему. Во-первых, Румыния не продает газ по хорошей цене. Газ продаётся по воровской цене: менее половины рыночной стоимости. Ежегодная добыча природного газа составляет 12 миллиардов кубических метров, распределённых примерно поровну между Petrom и Romgaz. Обе компании обязаны продавать газ по регулируемой цене в 165 долларов за тысячу кубических метров. В общей сложности, каждая компания получает по одному миллиарду долларов. А государственная пошлина составляет меньше десятой части этой суммы. Из 5 миллиардов, сколько по-хорошему должен стоить газ, государство довольствуется менее чем 200 миллионами.
Во-вторых, Румыния не продаёт газ транспарентным путём тем, кто хочет его купить, продолжает Money.ro. Первыми в списке находятся политические фавориты… то есть, пардон, стратегические. Например: ты делаешь вид, что занимаешься химической промышленностью, при этом получаешь конкурентное преимущество, приобретая газ за полцены (В 2009 году правительство Румынии приняло решение о дотациях для предприятий химической промышленности, которым было позволено потреблять румынский газ по тарифу в два раза ниже, чем на поставляемый из России. В результате к концу 2010 года местные газодобывающие компании не смогли удовлетворить спрос со стороны потребителей и были вынуждены докупать необходимые объемы у » Газпрома «. В феврале текущего года доля российского газа в общем объеме потребляемого Румынией «голубого топлива» достигла исторического максимума в 42% — прим. ИА REGNUM ). В действительности же, вторая половина цены — это деньги, которые с истинного владельца, налогоплательщика не взимаются. Ты становишься миллиардером. А для других увеличивают НДС, потому что не хватает денег в бюджете. Ты платишь за газ по 165 долларов за тысячу кубических метров. А для других цена определяется как среднее из оставшегося и импортируемого газа. После этого эти другие оплачивают ещё и стоимость распределения, получается более 300 долларов, а это вдвое больше.
Изменится ли что-то в будущем? Абсолютно ничего! — пишет Money.ro. Кто изменит такое положение дел? Все партии позаботились о том, чтобы законсервировать клиентскую систему, окрестив её «национальной стратегией». И точное количество резервов хранится в строжайшей секретности. Чтобы их детям тоже было что воровать. Официально Румыния имеет запасы в 185 миллиардов кубических метров газа, которые должны закончиться через 15 лет. И даже если так, их общая стоимость — по ценам на сегодняшний день — составляет 75 миллиардов долларов, то есть более 50 миллиардов евро. «Национальная стратегия» является системой сифонирования под названием «регулирование цен» и будет продолжаться до 2030 года. С 25 миллиардами евро, потерянными таким образом, Румыния могла бы, например, сделать сеть автомагистралей. Но резервы могут оказаться еще больше. British Petroleum оценивает этот потенциал в 630 миллиардов кубических метров! Так что даже внукам политиков и гэбэшников будет что украсть. Посмотрите, какие богатства накопили Мубарак , Бен Али , Каддафи … Только в Румынии феодальная демократия, и деньги делятся между большим количеством людей.
Могут сказать: «Но ведь хорошо иметь дешевый газ». Так ли это на самом деле? — продолжает Money.ro. Это хорошо для тех, кто набивает свои карманы и используют низкие цены в качестве седативного средства против гражданской ответственности. В странах вышеперечисленных воров бензин крайне дешёвый. Это делает их еще богаче? Если государство теряет существенный источник дохода, оно будет увеличивать НДС, акцизы, налоги, чтобы компенсировать это как-то. В той или иной форме, платят люди. За всё это расплачиваться придется через поколение. Газ закончится, и тогда все неизбежно подорожает. Деньги, которые могли превратиться в капитал, будут потрачены впустую. Их дети будут иметь средства для оплаты счетов. А твои? — задается вопросом издание.
Одним из наиболее интересных явлений на энергетическом рынке Румынии к 2015 году станет развитие эолового сегмента, пишет Ziarul Financiar. В результате инвестиций, которые составили порядка 800 млн евро в 2010 году, к 2015 году рассчитывается запустить в работу 2500-3000 МВт, что эквивалентно мощности четырёх реакторов в Черноводе (город в Румынии, где расположена атомная электростанция, вырабатывающая около 18% румынской электроэнергии — прим. ИА REGNUM ), что потребует инвестиций в размере порядка 5 миллиардов евро. Также ожидается, что потребление электроэнергии к 2015 году увеличится на 5-10% по сравнению с 2010 годом. Что же касается нефти, то, хотя сейчас на фоне инцидентов в Северной Африке цена барреля превысила отметку в 100 долларов, аналитики считают, что его стоимость в 2015 году будет находиться на уровне между 95 и 110 долларов за баррель, продолжает Ziarul Financiar. Кроме того, в 2015 году ожидаются первые поставки газа по трубопроводу NABUCCO, и 2011 является поворотным годом в реализации этого главного европейского проекта. Однако, ожидаемая либерализация цен на газ к 2015 году, принесёт значительные выгоды для производителей, но приведёт к увеличению оплаты для конечного потребителя, подводит итог издание.