Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков поручил Министерству образования и науки РТ сделать процесс изучения татарского языка и литературы в школах республики более привлекательным и эфф
Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков поручил Министерству образования и науки РТ сделать процесс изучения татарского языка и литературы в школах республики более привлекательным и эффективным. Тем временем принудительное обучение татарскому языку вызывает все больше протестов у русскоязычных жителей республики, а у приезжих — желание «пригласить генерала Лебедя».
Как сообщает пресс-служба Минобрнауки РТ, на очередном совещании глава министерства Альберт Гильмутдинов озвучил этапы развития системы национального татарского образования, существующие проблемы в преподавании татарского языка и литературы, а также пути их решения. В ответ премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков поручил разработать «комплекс конкретных и действенных мероприятий по совершенствованию преподавания татарского языка и литературы, которые помогут сделать процесс изучения татарского языка более привлекательным».
Как сообщало ИА REGNUM , подобная настойчивость в навязывании всем жителям республики татарского языка, который в Татарстане зачастую преподается в больших объемах, чем государственный русский, приводит к составлению петиций на имя федерального руководства и местным акциям — пикетам и шествиям. Еще более сильная реакция у тех, кто не был знаком с местными реалиями — у приезжих из других регионов России и бывшего СССР установленные «языковые порядки» в республике вызывают негодование и обиду.
В частности, председатель Казанского общества русской культуры Михаил Щеглов передал в редакцию ИА REGNUM письмо, поступившее в ОРК от переехавшей недавно в Татарстан жительницы Приднестровья Анны К., дочь которой — инвалид с детства, учится в коррекционной школе для слабовидящих. Анна умоляет ОРК посодействовать освободить ее дочь от обязательного экзамена по татарскому языку, поскольку до 9 класса она «обучалась по стандартам РФ». Письмо дается с незначительными сокращениями.
«В школе на жалость дави — не дави, отвечают, что нельзя освободить, так как с учителей строго спрашивают. Классная руководительница хотела помочь, просила у меня нормативные документы, на которые можно сослаться, чтобы освободить ребёнка от экзамена.
Выходит, что мы, русские, проживая в своём непризнанном Приднестровье, за границей РФ, больше чувствуем себя дома, чем находясь в Казани, в составе Российской Федерации. Жаль, что люди не учитывают, а чаще не знают горький опыт приднестровцев, которые 20 лет назад ценой жизни отстояли свою землю и право на русский язык. Кровавые национальные конфликты начинаются с языковых проблем. Мы это узнали на своей шкуре. Отличие только в том, насколько постепенно, хитро и завуалировано националисты осуществляют свои планы.
В Кишинёве сразу и открыто выступили за закон о единственном государственном языке, оставив «могучему» русскому роль языка межнационального общения. Затем им захотелось силой навести «конституционный порядок» в унитарном государстве. В результате — гражданская война. Город Бендеры и левый берег Днестра защищали молдаване и украинцы, и русские… Страшно всё это вспоминать — столько людей в могилах. И спасибо русскому генералу Лебедю…».
Следует отметить, что о ситуации с преподаванием русского языка в общеобразовательных учреждениях Татарии ИА REGNUM рассказывало неоднократно, предупреждая о ее ненормальности. Однако в беседе с министром образования и науки Альбертом Гильмутдиновым , на которой присутствовали активисты интернет-сообщества «Русский язык в школах Татарстана» (объединяющего более 16 тысяч человек), сторонам не удалось добиться минимального понимания. Как заявил Гильмутдинов, никаких проблем с изучением русского языка в школах республики нет, а программа национального образования «Килэчэк» будет реализована в республике несмотря ни на что.